1 мая: Иван Новый. Кузмин день, Кузьма (Козьмы), Кузьма Огородник.

0
12
1 мая
1 мая

Сегодня по старому стилю 18 апреля.

На Ивана Нового зацвела фиалка — сей морковь и петрушку. Без дождя не сей. Сей в ненастье, а убирай в ведро.

В этот день также было принято сеять свеклу. «Пришёл Козьма ― заглянул в погреба, лопату взял ― у избы землю вскопал».

Перед посевом по обычаю выходят утром к студенцам для смачивания семян. Бросали медные деньги на дно студенца. Для большей пользы смачивали семена речной водой в продолжение трёх утренних зорь. В этом случае, скрытность играла важную роль: иначе урожай будет худой. Береглись от завистливого глаза.

Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Если на Кузьму холодно, то вторая половина мая будет тёплой и наоборот. «Кузьму в рубашке пахать ― в шубе сеять». На Кузьму, если не случались в последние дни марта, первые грозы.

  • В этот день начинала кукушка куковать в лесах и рощах.
  • Кукушка закуковала — пора сеять лен.
  • Кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку.

Вальпургиевы высоты

Местность в горах Гарца,
в окрестностях деревень Ширке и Эленд.
Фауст и Мефистофель

Вальпургиева ночь, сцена 21.

С 30 на 1 мая в Европе отмечается один из основных мистических праздников (другой приходится на осень), шабаш ведьм ― Вальпургиева ночь (Вальпургиснахт). На вершине Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart ― «лесистые горы») (Германия) происходит нечто, что не даёт покоя поклонникам нечистой силы с незапамятных времён. Но нас интересуют вовсе не тайны колдовства. А история самого праздника, которая в большей степени является литературной мистификацией.

Сейчас некоторые комментаторы рассказывают об открывающихся тёмных порталах в другие миры и прочих фантастических событиях, которые приходятся как бы на это время. Но история современной интерпретации «праздника» с трудом прослеживается в пределах средневековья (это вам не племя Майя с космической ориентацией), когда будущее европейской цивилизации ковалось в застенках инквизиции. Именно в досье (протоколах) на ведьм впервые упоминаются некие свидетели безобразных таинств и перечисляются имена невольных участниц беззакония. По типу: «Была ли ты, Розалинда на шабаше в ночь с 30 на 1? Летала ли на метле? ― Не была и не летала? ― А чем докажешь, что не летала? Против тебя свидетельствуют почтенные крестьяне деревеньки N…» и т.д..

Дело в том, что в далёком прошлом языческие племена совершали свои жертвоприношения на вершине холма или горы, а сам праздник непосредственно посвящался плодородию. Blocksberg ― название многих гор и возвышенностей в Германии. Там же скандинавские богини танцевали и веселились, пока нарождающееся христианство не превратило их танец в колдовское препирательство против истинной веры. Оно так бы всё и забылось, и языческое верование растворилось бы в христианских обрядах, как это произошло со многими иными культами. Но в один прекрасный момент у великого немецкого поэта и философа случилась вдохновение, и появилась трагедия всех времён и народов ― «Фауст». Именно благодаря этому произведению ночь с 30 апреля на 1 мая получает статус главного сатанинского праздника, имя собственное и определённое место на карте. Гёте описывает, местность в горах Гарца, в окрестностях деревень Ширке и Эленд, куда Мефистофель приводит Фауста на шабаш: «А меня держись сильнее: // Здесь с горы всего виднее // Будет нам, как царь Мамон // Заблестит со всех сторон».

Так, благодаря человеческой канонической низости, невинный кельтский праздник, посвящённый началу лета, с танцами, плясками и песнями, смешавшись с вдохновением поэта, обрёл современное «звучание». В самом конце прошлого века предприимчивый немецкий диджей Максимилиан Ленц (в народе DJ Westbam) создал коммерческий проект ― молодежный праздник «MayDay» («Майский день»). С 30 апреля на 1 мая в дортмундский зал «Вестфалленхалле» съезжаются молодые люди со всей Германии отпраздновать Вальпургиеву ночь и послушать самую «прогрессивную» музыку. Весенние фестивали уже традиционно прокатываются по всей Скандинавии, привлекая толпы туристов. До Финляндии этот праздник дошёл с мужским название «День святого Вальпурга». Но он полностью соответствует германским тусовкам. Всю ночь продолжается народное веселье, пока столица Хельсинки не украсится грудами мусора. Затем наступает мёртвая предутренняя тишина, отчасти объяснимая всеобщей усталостью и сытостью.

Интересно, что и в нашей стране не обошлось без шабаша. Так в 1918 году в российской глубинке большевики принимают постановление: «С 1 мая 1918 года, все женщины от 18 до 32 лет объявляются государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при комиссариате призрения. Зарегистрированной в бюро «свободной любви» предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики».

Ещё один интересный момент в отношениях между Вальпургиевой ночью и литературой. Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) ― реальная историческая фигура. Она родилась в Девоншире около 710 года и была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестрой св. Бонифация, апостола Германии. Оба её брата, Виллибальд и Винибальд, также были канонизированы.

С 11 до 37 лет Вальпурга провела в стенах Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. Вальпурга настолько была талантлива в изучении языков, что оставила после себя немало сочинений на латыни и родном английском. В том числе, повествование о путешествие своего брата в Палестину. Святую Вальбургу называют и первой писательницей Англии и Германии. День её памяти ― 1 мая.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

шестнадцать + 6 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.