19 апреля родился Вениамин Каверин

0
11
Вениамин Александрович Каверин
Вениамин Александрович Каверин

19 апреля 1902 года родился Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) (1902 — 2.05.1989), писатель (романы «Исполнение желаний», «Два капитана», который лег в основу мюзикла «Норд-Ост», трилогия «Открытая книга»).

«Зимой 1952 года мне позвонил из редакции “Правды” журналист Маринин и пригласил приехать для разговора, имеющего, как он сказал, “серьезное общественное значение”. Я приехал и был встречен более чем любезно. Маринин (его настоящая фамилия была Хавенсон) провел меня в комнату, которая, как я понял, была приемной Давида Иосифовича Заславского, видного журналиста, одного из руководящих работников “Правды”. В кабинете Заславского уже разговаривали — и через открывающуюся время от времени дверь я видел старых евреев в орденах, сидевших по ту сторону стола, за которым мелькнула внушавшая мне глубокое отвращение жирная лысая голова Заславского.

Маринин предложил мне познакомиться с письмом, которое, как он мне сообщил, уже согласились подписать видные деятели культуры. И не только культуры: армии и флота.

Я прочитал письмо: это был приговор, мгновенно подтвердивший давно ходившие слухи о бараках, строившихся для будущего гетто на Дальнем Востоке. Знаменитые деятели советской медицины обвинялись в чудовищных преступлениях, и подписывающие письмо требовали для них самого сурового наказания. Но это выглядело как нечто само собой разумеющееся — подобными требованиями были полны газеты. Вопрос ставился гораздо шире — он охватывал интересы всего еврейского населения в целом, и сущность его заключалась в другом. Евреи, живущие в СССР, пользуются всеми правами, обеспеченными Конституцией нашей страны. Многие из них успешно работают в учреждениях, в научных институтах, на фабриках и заводах. И тем не менее в массе они заражены духом буржуазного воинствующего национализма…

Я передаю лишь в самых общих чертах содержание этого документа, память, к сожалению, не сохранила подробностей, да они и не имеют существенного значения. Ясно было только одно: решительно отвергая наличие в СССР антисемитизма, мы заранее оправдывали новые массовые аресты. Пытки, высылку в лагеря ни в чем не повинных людей. Мы не только заранее поддерживали эти злодеяния, мы как бы сами участвовали в них уже потому, что они совершались бы с нашего полного одобрения» (В. Каверин. Эпилог. 1989. С. 316)

Будучи участником литературной группы «Серапионовы братья», возникшей в 1921 и просуществовавшей до 1929 года, Каверин провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона». А на самом деле, творчество этого замечательного прозаика, выписалось в скором будущем в неподражаемое и отдельно стоящее от советской пошлости имя русского писателя Каверина. «Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить свое слово и вспомнить, что это слово — русское», — писал в 1923 Е.И. ЗАМЯТИН. Переход к новой творческой манере произошёл в повести «Конец хазы», где автор, по мнению Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие шаги «в сторону» от уже обретенной системы приемов были характерны для всего творческого пути Каверина.

Кроме того, литературную работу Каверин совмещал с научной. В повести «Черновик человека» (1929), в романе «Художник неизвестен» (1931), описал драму русского авангарда. В 1956 был одним из организаторов альманаха «Литературная Москва». В 1960-е годы напечатал в «Новом мире» повести «Семь пар нечистых» и «Косой дождь» (обе 1962), а также статьи, в которых стремился сохранить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М. Зощенко. В 1970-е годы Каверин выступил в защиту А.И. Солженицына.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

семнадцать − семь =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.