27 августа родился Петр Боборыкин

0
10
Петр Дмитриевич Боборыкин
Петр Дмитриевич Боборыкин

27 августа 1836 года родился Петр Дмитриевич Боборыкин (— 12.8.1921) писатель, журналист, театровед, почетный академик Петербургской АН. Вероятно, именно Пётр Дмитриевич ввёл в русский язык слово «интеллигент». Он же написал «Театральное искусство» (1872), работа, ставшая одной из первых попыток применить в русском театроведении научные данные в области физиологии и психологии для обучения профессиональным навыкам актерского мастерства.

Родился в Нижнем Новгороде. Отец — крупный помещик древнего дворянского рода. Получил прекрасное образование, хотя и упоминаемое во многих словарях как незаконченное. Вначале гимназия. Затем поступил в Казанский университет на юридический факультет, где одновременно под руководством Бутлерова увлечённо занимается химией. Переводит учебник по химии Лемана. С 1855 года учится на отделении химии Дерптского университета. В 1857 года переходит на медицинский факультет, на котором в 1859 году не выдержал выпускных экзаменов. В 1860 году переехал в Петербург, где в следующем году в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.

В эти же годы сближается с Владимиром Александровичем Соллогубом. Сам молодой Боборыкин пишет с гимназических лет и теперь всерьёз подумывает стать литератором. Первая публикация — комедия «Однодворец» (1860). Затем следуют драмы «Ребенок» и «Старое зло» (обе 1861), «Мать и дитя» (1864), автобиографический роман «В путь-дорогу» (1862–1864), в котором и запустил в оборот слово «интеллигенция».

В 1861 году оказывается наследником крупного состояния деда, порядка 60 000 рублей. По тем временам деньги немалые и открывающие неограниченные творческие возможности. Кроме литературного таланта у Петра Дмитриевича есть ещё один — удивительная способность к общению, которая делает его знакомым практически со всеми видными литераторами того времени… и не только «видными». Со временем он становится вхож практически во все литературные и светские салоны. Его даровитость и работоспособность вкупе с посещением лекций по истории искусств и старофранцузскому языку в Сорбонне, занятиями в парижской консерватории и уроками сольфеджио в Вене, превратят его в знатока театра, эрудита и полиглота (кроме французского, он овладеет немецким, английским, итальянским, испанским, чешским, польским, латинским и греческим языками).

В 1863 году Боборыкин возглавил журнал «Библиотека для чтения». В 1965 прекратил издание в связи с финансовыми затруднениями (выплачивать долги пришлось в течение будущих 20 лет). В том же году уезжает за границу, где также оказывается в гуще литературных и культурных событий. Знакомится с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И. Тэн, Дж.С. Милль, Г. Спенсер), писателями (А. Дюма-сын, Дж. Элиот, У. Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта). Корреспондент ряда русских периодических изданий (например, «Отечественные записки»), в 1868–1869 присутствует на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала. Встречается с А.И. Герценом. В Россию наезжает лишь изредка.

В 1872 году женится на Софье Александровне Зборжевской, актрисе Александрийского театра, которая оставляет сцену и также обращается к литературной деятельности (писательница, переводчица).
В 1876 году возвращается в Россию.

В течение своего долгого и плодотворного творческого пути Боборыкин пишет более 100 произведений, в том числе 18 больших романов и 19 драматических произведений. Среди них и «Василий Теркин»… с аннотацией: «попытка нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам», который, по словам М. Горького, подготовил образ Якова Маякина в «Фоме Гордееве». И более ранний роман «Жертва вечерняя», объявленный критикой «порнографическим» и запрещённый цензурой. Лишь публичное вмешательство самого Александра II спасает произведение от «костра» общественного мнения. И любовно-психологический роман «Лихие болести». Всё это, при формальном подсчёте, составит более 70 томов.

Боборыкин успевает встретиться и с Энгельсом и заслужить одобрение за роман «По-другому» Ленина. Увлекается натуралистической школой, доказывая, что русские писатели задолго до западных высказали по этому поводу основополагающие идеи. В 80-е годы сотрудничает в журнале «Вестник Европы». Позднее творчество напрямую связано с русской сценой. В 1914 году снова уезжает за границу, теперь уже навсегда. Последняя его публикация — воспоминания «Итоги старейшего» (1917), об истории русского и европейского романа. После неё пишет ещё несколько романов…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 × 4 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.