Александр Пушкин
Александр Пушкин

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич ПУШКИН (— 10.02(29.01).1837), поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Биографический очерк с именем Александр Сергеевич Пушкин как расписание поездов — уставной артефакт. Биография Александра Сергеевича Пушкина, изложенная в современной транскрипции ума, не реальна. Это фантастический эпизод русской истории, занесённый неведомым духом, который веет, где хочет. Может статься, и не было никакого Пушкина? А была идея, как у нас часто случается, которая потребовала рождение своей Атлантиды, своего таинственного первенца? Ведь идея, идеология, если хотите, с именем Пушкин возникла гораздо позже человека Пушкина. Окончательно она объявилась в речах на открытии памятника Александру Сергеевичу в 1880 году — то есть, спустя 81 год по рождению поэта и без малого 44 года после смерти. Тургенев и Достоевский — два безусловных образца, профессионала в метафизике образности, как никто из своих современников нуждающихся в первоисточнике, в подкреплении собственных литературных изысканий. Они и задали основные тезисы Пушкинологии. Затем эта идея неоднократно уточнялась, вновь переосмысливалась и редактировалась, но не выходила уже за рамки выработанного экзорцизма. Неизменным оставалось то, что всё есть — Пушкин. Каждый открывал в Пушкине что-то своё. Блог, Цветаева, Белый, Ходасевич и т.д. Все эти представления с именем Пушкин инициировались в реальность. Пушкин стал инструментом материализации.

И так… а был ли Пушкин?

И второй вопрос, следующий за первым, что делать?

«Боюсь, что у русской литературы только одно будущее — её прошлое», — писал Евгений Замятин.

Краткое расписание биографии Александра Сергеевича Пушкина

Краткое изложение биографии Александра Сергеевича Пушкина — дело ненужное и даже вредное. Краткие биографии создают, по моему опыту, комплекс неполноценного восприятия того или иного автора, объяснимый невыразительностью разнородных событий, оказавшихся вдруг слишком близко друг к другу по тексту — событий творческого и биографического склада. Несмотря на то, что подобное кощунство повсеместно практикуется в «Литературном ежедневнике» — с именем Пушкин в русской культуре связаны самые её основы, что останавливает меня как автора очевидностью профанации. Поэтому явление с именем Пушкин не может быть дано кратко и помещено в узкие рамки ежедневных заметок на память.

Но каким образом это явление может быть описано здесь и сейчас?

Каждый день этого человека изучен досконально и представлен особо. Каноны и апокрифы, документальные и художественные портреты, диссертации, версии и тайны — всё есть о Пушкине. Поразительно, что и власть, меняющаяся в России в ХХ веке из огня да в полымя, предпочитала держать Пушкина в официально прославляемом первом месте своего представления о культуре и творчестве. А ныне и дурак, читающий Пушкина, становится нам милее. И если Пушкин олицетворяет наше национальное «я», то оно, безусловно, двулично, троично, архаично и современно в одном — в Пушкине. В этом смысле можно сказать прямо, что Пушкин на века исполнил земную роль поэта — не оставил ни какой-то там власти, ни дураку и шанса поколебать основы русской культуры и усомниться в её высочайшей миссии. Пушкин всех нас сделал гениями. И даже самый последний графоман представлен таковым именно на его фоне. То есть, в широком смысле — он тоже часть Пушкина.

С именем Пушкин в русской культуре представлен и первый творческий закон — разделяй и властвуй.

Очень точно определил Тургенев значение творчества Пушкина, назвав его «нашим первым поэтом-художником»: «Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку… он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все явления русской жизни».

Самым интересным моментом речи был вопрос о народности творчества Пушкина. Тургенев убедительно говорил о том, что Пушкин как художник близко стоял к самому средоточию русской жизни, что «все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа» и что в его творчестве гармонически слились «русское творчество и русская восприимчивость». Обратим внимание на это последнее замечание: Пушкин обладал способностью «самобытного присвоения чужих форм», способностью, которую и иностранцы безоговорочно признают за русским человеком.

Родился 6 июня (27 июня 1799 года) в московской Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал — внучка Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого».

«Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца ево Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр».

Воспитывался под присмотром французских гувернёров. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна.

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».

В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия.

Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.

В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п.

После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.

В 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия».

В мае 1820 был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами».

В июле 1823 года Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переезжает в Одессу.

Сложные отношения с графом (ухаживания со стороны Пушкина за его женой) и нежелание государственной службы привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен со службы и выслан в имение матери «под надзор местного начальства».

17 декабря 1825 узнаёт о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, уничтожает автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв». С глубоким волнением ждёт вестей из столицы, в письмах просит друзей «не отвечать и не ручаться» за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания заканчиваются в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая 1 немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Возвращением поэта из ссылки Николай I хотел примирить себя с обществом. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости объявил Пушкину, что сам будет его цензором.

Цензорство царя обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем.

В мае 1828 года Пушкин безуспешно просит разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время сватается к Н.Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…». Возвратившись в Петербург, поэт получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.

В апреле 1830 года Пушкин вновь сделал Н.Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в своё имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень».

18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра».

В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая её имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 года на Чёрной речке. Поэт смертельно ранен и через два дня скончался. «Солнце русской поэзии закатилось», — написал В. Жуковский.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев. Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

СТИХИ К ПУШКИНУ

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен —
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного — он,

Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?

Критик — ноя, нытик — вторя:
— Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры? Чувство моря
Позабыли — о гранит

Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?

Две ноги свои — погреться —
Вытянувший — и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце —
Африканский самовол —

Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернера?

Чёрного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурен российский классик,
Небо Африки — своим

Звавший, невское — проклятым!
Пушкин — в роли русопята?

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,

Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?

Уши лопнули от вопля:
— Перед Пушкиным во фрунт!
А куда девали пекло
Губ, куда девали — бунт

Пушкинский, уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!

Что вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив

Низостию двуединой
Золота и середины.

Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань…
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань

Площадную — попугаи.
Пушкин? Очень испугали!

Марина Цветаева

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

1 + 1 =

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.